ГУМУС ДЛЯ ХОМОС , в СМЫСЛЕ ГУМУС ДЛЯ ЛЮДЕЙ
«Наука и жизнь» № 1, 2009
С некоторых пор в целом ряде стран мира работают государственные программы по поддержке сельскохозяйственных фирм и предприятий, производящих экологически безопасную продукцию.
Как ни странно, давно привыкнув к этому словосочетанию, многие люди весьма приблизительно представляют, какой же смысл оно содержит. ну понятно, что такая продукция никак не может произрастать на землях, загрязнённых промышленными отходами. Понятно также, что речь может идти о стерильности условий переработки, хранения и транспортировки даров природы на всём пути от поля до потребителя, хотя «экологическая безопасность» и «стерильность» — понятия отнюдь не тождественные. Что же ещё?
А главное, оказывается, в том, что производитель в этих странах повсеместно и массово отказывается от применения средств агрохимии. В первую очередь пестицидов и минеральных удобрений.
Как такое может быть? Со школьных лет мы знаем о том, что только с помощью достижений современной агрохимии удаётся добиваться рекордной урожайности на полях и грядах, отказавшись наконец от столетней нерациональной практики периодического вывода огромных площадей земли из севооборота для естественного отдыха «под пары». Тысячи огромных предприятий добывали из земли различные минеральные вещества, перерабатывали, фасовали и отправляли сотнями тысяч тонн в хозяйства. Так было десятки лет не только в нашей стране, но и во всём мире. А, собственно, зачем?
Да затем, что естественный плодородный слой земли в результате интенсивного земледелия неумолимо истощался, его главная животворная составляющая — гумус — уменьшалась катастрофически. Если в начале века содержание гумуса в почвах чернозёмной полосы составляло 14—15%, то к настоящему времени его количество упало до 3—4%. Об этой опасности предупреждал человечество великий учёный-почвовед В. В. Докучаев ещё в конце XIX столетия. Что это означает для сельского хозяйства, показывают опыты. Снижение гумуса в почве на 1% означает снижение урожайности, например, зерновых до 5 центнеров с гектара. Огромные потери!
Гумус — продукт жизнедеятельности сложнейшего сообщества почвенных организмов — насекомых, дождевых червей, бактерий, грибков, перерабатывающих органику в наиболее доступную форму пищи для высших растений. Нет гумуса — нет и урожая. Чтобы восполнить его недостаток, люди вынуждены были использовать минеральные удобрения. Что же касается российского Нечерноземья, в почвах которого содержание гумуса не превышает 0,9—1,5%, вести эффективное земледелие без дополнительной подкормки либо освоения всё новых и новых пространств, которых практически не осталось, вообще невозможно.
Однако беда в том, что агрохимия фактически стерилизует почву. Живая почвенная среда, производящая гумус, разрушается, его становится ещё меньше — а значит, для производства того же количества сельхозпродукции приходится вносить всё больше и больше минеральных удобрений. Замкнутый и порочный круг. В России к началу 1990-х годов минеральные удобрения и пестициды сделались главным и единственным средством сохранения урожайности на 220 млн гектаров.
Это проблема не только нашей страны. В условиях растущего загрязнения, дефицита.
Технология производства гумуса проста и доступна. В кучах, укрытых для тепла полиэтиленом, трудятся почвенные животные и бактерии, превращая органику в ценнейшее, экологически безопасное удобрение.
земли, воды и, как результат, продовольствия, человечество встало перед необходимостью глобального восстановления естественного, природного плодородия почвы. Опасность осознали многие государства. В США, например, уже несколько лет действует программа поощрения сельхозпроизводителей, выращивающих продукцию на базе органики без применения минеральных удобрений. На реализацию этой программы выделяется до 10 млрд долларов в год. То же самое активно делается и в Китае. В Японии сельское хозяйство уже достаточно давно вообще не использует минеральные удобрения. В Европе — во Франции, в Германии, Италии, Испании и т.д. — миллионы гектаров пашни и гряд уже давно не знают, что такое минеральные удобрения. И площадь таких земель стремительно растёт с каждым годом.
Заменой «минералке» становятся органические удобрения и, в первую очередь, биогумус. Его другое название — вермикомпост (от латинского vermis — червь). Процесс его производства изначально представлял собой переработку навоза крупного рогатого скота или птичьего помёта с помощью дождевых червей. В желудке червей любые органические материалы не только разлагаются до аминокислот, но и обогащаются чрезвычайно полезной микрофлорой кишечника, ферментами, витаминами и другими биологически активными веществами. Именно так на протяжении тысячелетий и образовывались на нашей планете ценнейшие чернозёмы.
В последнее время создан ряд технологий превращения органики в гумус, в том числе в нашей стране. Создателем собственной технологии получения гумуса, защищённой патентом РФ, является и ООО «Производственно-торговое предприятие Фирма «Сельский бизнес».
Производственная деятельность фирмы «СБ» началась в 1995 году, когда её специалисты взялись за решение задачи утилизации органических отходов Томилинской птицефабрики в ближнем Подмосковье. Это огромное предприятие было крупнейшим в бывшем СССР и даже в Европе. За годы её существования десятки гектаров окружающей территории оказались буквально залиты птичьим помётом, издающим слышные издалека и запоминающиеся надолго ароматы.
Взятые на себя обязательства тотальной очистки территории фирма выполнила. В то время её основатели — профессиональные инженеры и биологи — решали в первую очередь не коммерческие, а технологические задачи. Коммерсантами тогда они были не слишком опытными (не торговле в советские времена учились, а тому, как лучше сделать дело), поэтому произведённый гумус продавали другой коммерческой организации, которая смешивала продукт с торфом, грунтом и в виде почвенных смесей реализовывала через предприятия торговли конечным потребителям — фермерам, садоводам и огородникам. Однако в любом случае всё шло неплохо — и куры неслись, и запахов не стало.
Потом Томилинскую, самую крупную в Европе птицефабрику ликвидировали — земля вблизи Москвы слишком дорога для разведения курей. Теперь на месте птицегиганта склады для импортной курятины.
Но речь мы ведём о другом. В истории человеческой цивилизации нередко случалось, что решение одной проблемы тут же создавало ряд новых, зачастую не менее серьёзных. Примеров — масса! Нужно больше продукции? Значит, строим огромные заводы, которые немедленно начинают загрязнять землю, воду и воздух, которые нужно очищать. А вокруг них возникают миллионные города, население которых нуждается в свете, тепле, пище, для производства которых нужно строить новые огромные заводы, которые... И так далее. К тому же и заводы, и население тоже непрерывно производят отходы — и с ними рано или поздно тоже нужно что-то делать.
В данном случае ситуация выглядит несколько иначе. Решение глобальной проблемы восстановления плодородия почв планеты в целом и отдельных её регионов одновременно способно решить проблему полной утилизации органических отходов человеческой деятельности.
Навоз — отнюдь не единственный ресурс производства гумуса. Профессор Валерий Абрамович Шапиро (он, кстати, в настоящее время работает научным руководителем в штате фирмы «СБ») разработал теорию хомобиотического оборота (ХБО). Этот термин был введён им в 1999 году и очень скоро попал в специальные и энциклопедические издания.
Означает он класс безотходных технологических процессов, связывающих растениеводство, животноводство и переработку отходов промышленности в единый комплекс. Человек разумный (если он и в самом деле разумен) способен и потому обязан наладить оборот биогенных веществ в природе. Практически все органические отходы человеческой деятельности, утверждает Шапиро, могут быть переработаны в чернозём. И доказывает это своими экспериментами. Несколько лет назад я побывал в лаборатории В. А. Шапиро, где созданное им сообщество животных, растений и микроорганизмов превращало обычный бытовой мусор в полноценную питательную среду. Оказывается, личинки обычной домовой мухи могут использоваться для быстрой переработки ряда концентрированных отходов, включая свиной навоз, птичий помёт. Личинки различных древоточцев превращают в ценнейший корм для растений любые древесные отходы. И так далее. Это простая, не требующая особых затрат технология, доступная любому, даже не очень большому сельхозпредприятию, способна обеспечить радикальное повышение плодородия земли, избавив от необходимости закупки минеральных удобрений. Технологию эту фирма «СБ» готова передать любому желающему и помочь в её освоении.
Но вернёмся к истории собственно фирмы. В один прекрасный день создатели решили сделать бизнес более эффективным и самостоятельно готовить почвенные смеси на основе своего биогумуса, реализуя товар под собственной маркой. Однако начали не с закупки упаковочной тары с фирменными наклейками, а со всесторонней проверки продукта.
Семена горчицы и зелень, выросшая за 5 дней на жидком биогумусе «Флора».
В России действует специальный закон о производстве и обращении агрохимикатов и пестицидов. Как ни странно, почвенные смеси без малейшей примеси минеральных удобрений, если в них содержится торф, тоже попадают под его действие. Дело в том, что торф законодатель почему-то отнёс к классу агрохимии — как и минеральные удобрения, в связи с чем смеси с торфом должны официально регистрироваться. Но официальная регистрация в современной России — невероятно длинная и отнюдь не дешёвая процедура. Не говоря о том, что всякий чиновный люд норовит из предпринимателя выжать взятки, необходимые экспертизы стоят немалых денег. Поэтому многие производители (и вряд ли их стоит за это винить) предпочитают искать обходные, упрощённые пути. И находят, конечно.
Фирма «СБ» проделала регистрацию строго по закону. Больше года на это ушло. Провели все испытания и экспертизы. Как обязательные, так и не очень — чтобы раз и навсегда убедиться в высоком качестве своей продукции. Анализировался биогумус в лабораториях ведущих научных институтов сельскохозяйственной отрасли, в том числе Тимирязевской сельхозакадемии (сегодня — Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева, РГАУ- МСХА). Вместе со специалистами университета фирма разработала ТУ — технические условия на изготовление своей продукции. Сегодня каждый производитель волен составлять собственные ТУ совершенно самостоятельно. И хотя формально они должны проходить государственную экспертизу, времена, когда подобная экспертиза действительно гарантировала качество товара, давно миновали. Потому что не государство заказывает, контролирует и оплачивает эту работу, а сама фирма. И, стремясь избежать лишних трат, коммерческие предприятия профессионалов к разработке технологий производства привлекают не часто. А фирма «СБ» это сделала.
В 1996—2000 гг. ВНИИ картофельного хозяйства провёл испытания эффективности биогумуса, произведённого фирмой, в повышении урожайности картофеля, его качеств и даже вкусовых свойств. В ходе опытов сравнивали два поля: одно удобряли биогумусом, другое — азотно-фосфорнокалийным удобрением, известным как «нитроаммофоска».
Так выглядят проростки пшеницы на 6-й день, выращенные на жидком почвенном растворе из сухого зерна.
В. А. Шапиро на выставке демонстрирует результаты применения своих биотехнологий.
Результаты испытаний показали, что внесение 3,6 тонны биогумуса на один гектар давало такую прибавку урожая, для достижения которой требовалось 24 тонны минеральных удобрений! Выход качественных, то есть таких клубней, внешний вид которых радует глаз покупателя, увеличился до 74 %. Потому что естественная органика дезинфицирует почву намного лучше любой химии. Вредная микрофлора в такой среде если и живёт, то несчастливо и недолго. Понятно, что никаких сверхдоз нитратов и нитритов в них не обнаружилось, а дегустаторы однозначно констатировали, что вкус картофеля, выращенного на биогумусе, намного лучше, чем без него. Минеральные удобрения вкус однозначно ухудшают. Впрочем, это известно уже достаточно давно.
В конце 2008 года в Москве проводилась Международная экологическая конференция. Помимо сообщений и докладов участвующие в ней экологи проводили для всякого желающего полную экспертизу любого производимого им продукта. Фирма «СБ» добровольно (формально-то прохождения такой экспертизы в нашей стране никто не требует) её прошла, получив международное свидетельство экологической безопасности на свою продукцию.
На рынке органических почвенных смесей российских производителей пока не очень много. К сожалению, многие организации, торгующие почвосмесями, на самом деле производителями не являются, а просто реализуют упакованный в красивые пакеты товар, не особо интересуясь его качеством. Поэтому о составе продукта покупатель нередко может только догадываться. Кто- то мешает биогумус с почвой, кто-то добавляет туда минеральные компоненты.А очень часто то, что лежит на прилавках, с биоудобрениями не имеет ничего общего, несмотря на этикеточные надписи, потому что очень просто купить торф, добавить туда «минералки» и смешать с землёй. Хорошо, если землёй, не заражённой вредными отходами. Получить разрешение на торговлю намного проще, чем пройти все круги честной и объективной сертификации. Отсюда важный совет любому фермеру, садоводу и огороднику: покупать те почвенные смеси, которые прошли государственную регистрацию в Россельхознадзоре, и спрашивать у продавца свидетельство о такой регистрации.
В почвенных смесях фирмы «Сельский бизнес» произведённый по собственным технологиям биогумус смешивается с чистым торфом, который закупается на Кубринском месторождении. Это действительно важно.
Почвенные смеси — товар качественно штучный. В том смысле, что один состав готовится специально для азалий и гортензий, другой — для домашних кактусов, а третий — для огурцов, томатов и картошки. Цветоводы и огородники это прекрасно знают. Разница — в химико-биологическом составе, который всегда сообщается производителем.
Недавно фирма начала производство новых видов продукции. Это высокоэффективное органическое удобрение «Экочернозём» с повышенным содержанием гумуса, способное поддерживать высокое качество почвы в течение нескольких лет. А также чрезвычайно интересный препарат — жидкий биогумус «Флора» — концентрированная водная вытяжка из экочернозёма, содержащая природные биологически активные вещества.
Борис РУДЕНКО
Фирма «СЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС» предлагает почвенные смеси на основе экологически чистого органического удобрения БИОГУМУС, произведённого по собственной технологии, защищённой российским патентом № 2205163.
Продукция «Фирмы СБ» прошла испытания и государственную регистрацию, она отмечена за высокое качество дипломами многих выставок.
Покупателям предлагается широкий ассортимент универсальных и специализированных почвенных смесей для огородных культур и деревьев, комнатных цветов, выращивания всех видов рассады и раз
бивки клумб.
Почвенные смеси «Фирмы СБ» продаются на складах фирмы, а также в специализированных торговых предприятиях и гипермаркетах.
ООО ПТП «ФИРМА СБ»
г. Москва, Канатчиковский проезд,13.
тел.: (495) 632-00-80, (967) 088-81-48.
firmasbЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.